WCF registration № 6778-2014    

И.В. Шустрова

 

 

 

наш питомник (новости)

коты и кошки питомника

КОТЯТА

выпускники

полезная инфо
         - про работу питомника
         - про породу
         - про здоровье
         - про воспитание

фото и видео

контакты

...и не только кошки

Ювелирная оценка "золота" и "серебра".

Шустрова Инна Владимировна,
кандидат биологических наук, эксперт AB WCF, МКЭФ, RUI, гостевой МФА.

Статья иллюстрирована фотографиями питомника Безухов

Экспертиза «золотых» и «серебряных» кошек – это, пожалуй, высшая ступень в искусстве судейства окрасов. Надо учесть многообразие проявлений генов-ингибиторов пигмента, коварство аллелей руфизма, причуды типинга и тикинга, и только тогда ответить на вопрос, настоящее ли «золото» перед нами - или «позолота», «сплав», имитация….

Правило современного фелинологического судейства: породный тип «дороже серебра и злата»…то есть, простите, качество типа важнее качества окраса, при экспертизе «золота» нередко дает сбой. Голубой кот – все-таки голубой, будь он светлым, темным или неравномерного оттенка. Биколор даже с нестандартным распределением пятен не перестает быть биколором. А вот золотой кот с некачественным «золотом» может оказаться вообще не золотым. Хорошо еще, если его удается определить как черного тэбби (или браун тэбби, - это одно и то же). А бывает так, что и окрас-то такой в стандартах не описан, или описан, да не для той породы. И приходится, несмотря на прекрасный породный тип, оставлять животное без титула – на основании нестандартности окраса.

Для заводчиков золотые окрасы обладают какой-то странной притягательностью. Нет, они, окрасы эти, в полном своем выражении на редкость ярки и выразительны, кто спорит, - но «золотая лихорадка», периодически охватывающая бридерские круги, похоже, имеет какие-то иные психологические причины. Между тем заводчику-«золотодобытчику» не позавидуешь. Золотой окрас - самый сложный в племенной работе, поскольку определяется он большим количеством совместно действующих генов, механизм действия которых по большей части неизвестен.

Как же должно выглядеть настоящее золото? Напомним, - все золотые окрасы относятся к группе агути, и сочетают в себе желтый и черный пигмент (феомеланин и эумеланин). Подшерсток и прикорневая часть каждого волоска ости у золотых животных должны быть окрашены в желтый – точнее, абрикосовый цвет – иначе говоря, практически не содержать черного пигмента. Важна и протяженность «желтой» прикорневой зоны – чем она шире, тем более выражен эффект «золота», - так что эта полоса должна подниматься как минимум до половины длины остевых волос.

Вторая обязательная составляющая золотых окрасов – это полиген руфизма. Руфизм, скорее всего, связан с высокой концентрацией гранул феомеланина, причем не только в «желтых» участках волоса, но и в тех, которые содержат черный пигмент. Руфичные особи имеют более сочный, насыщенный абрикосовый тон подшерстка и прикорневой зоны. Золотые затененные и затушеванные имеют теплый, действительно золотистый тон с легким темным налетом – скорее шоколадным, чем черным. Благодаря этому явлению генетически черный рисунок золотых тэбби приобретает коричневый оттенок, а полосы на ногах, полукруги «ожерелья», завитки на щеках становятся рыже-коричневыми. «Исконный» черный цвет сохраняет только кончик хвоста, окантовка глаз и подушечки лап (впрочем, эти последние могут быть и темно-коричневыми – «котиковыми»).

Как известно, кошачье «золото» встречается в двух группах окрасов: тэбби и шиншиллы (в последняя группу объединяют собственно шиншилл, или затененных и затушеванных). От затушеванных и затененных животных требуется так называемый типпинг: «желтая» часть волоса занимает 2/3 или 7/8 его длины соответственно, а оставшаяся часть – кончик - окрашен черным (или, у руфичных особей, темно-коричневым). Разумеется, требовать, чтобы каждый волос ости был окрашен феомеланином именно на такую длину, бессмысленно, да и не будет судья промерять каждый волосок. Но приблизительная высота желтой зоны все же оценивается, и на равномерность прокрашивания внимание эксперты обращают. Если у кошки одни волоски прокрашены желтым наполовину, другие – на три четверти, третьи – черные почти до основания, это считается недостатком. Да и выглядит такая кошка скорее не ярко-золотой, а какой-то желто-серой, грязноватой. Мало того, черная часть волоса у золотых затушеванных очень часто оказывается…зонарной – в нее включаются 1-3 (а у персов до 8!) желтых полосы (тикинг). В принципе, на общем впечатлении от окраса присутствие тикинга практически не сказывается, особенно при высоком уровне руфизма, однако требованиям стандарта не соответствует. Формально говоря, непонятно, к какому окрасу такую кошку относить – к типпированным (то есть шиншиллам и затушеванным) или же к тикированным тэбби?

Избыточный тикинг – проблема, характерная не только для золотых затушеванных, но и для золотых тэбби. В принципе, от любых тэбби с рисунком требуется максимальный контраст этого самого рисунка и фона. Чтобы сформировался такой контраст, на волосках рисунка или вообще не должно быть полос тикинга, или, по крайней мере, они должны быть редкими и узкими. У тикированных тэбби, напротив, требуется полное отсутствие каких-либо признаков рисунка на корпусе. От рисунков у золотых тэбби благодаря желтой «подкладке» особо выдающейся контрастности ожидать, увы, не приходится. К тому же у абсолютного большинства из них волосы рисунка избыточно тикированы – желтые зоны на них широкие или часто расположенные, за счет чего рисунок еще более «размывается». Но размывается он все же недостаточно для того, чтобы зачислить животное в тикированные тэбби! На сегодняшний день не вполне понятно, являются ли признаки прикорневой ширины феомеланиновой зоны и избыточного тикинга тесно сцепленными. С одной стороны, вроде бы есть данные о независимом наследовании ширины полос тикинга, так что при условии грамотной селекции можно добиться более выразительного рисунка золотых окрасов. С другой стороны, некоторые эксперты опасаются, что такое совершенствование рисунка снизит «теплое», «солнечное» впечатление, необходимое для золотого окраса. Но в таком случае требуется коррекция стандарта «рисунчатых» тэбби для золотых окрасов. А пока такой коррекции нет, большинство судей «закрывает глаза» на избыточный тикинг золотых тэбби, или, даже отмечая его как недостаток в оценочном листе, не снимает штрафных баллов. Изредка, правда, можно «нарваться» на судью-пуриста (или просто недостаточно опытного в экспертизе золотых окрасов), который поступит в соответствии с буквой стандарта – и тогда животному серьезного штрафа не миновать.

В этом свете довольно разумной выглядит позиция американских фелинологов из TICA, определяющих золотых кошек как некую смешанную группу «затушеванных тэбби», включая в нее всех животных с абрикосовыми подшерстком и прикорневой зоной, наличием типинга и/или тикинга, с любой степенью проявления рисунка. При этом американцы оговаривают, что данная группа окрасов представляет собой промежуточный этап племенной работы – только вот не вполне понятно, в каком направлении ведущейся. Отсутствие предпочтений, оказываемых тому или иному качеству рисунка, типинга, тикинга скорее способно дезориентировать заводчиков, нежели способствовать целенаправленной селекции… Кстати, и к цвету глаз золотых кошек американцы относятся весьма лояльно, допуская весь спектр оттенков от зеленого до желтого. Европейские стандарты более строги: «золото» в таких породах, как персидская, экзотическая, британская должно сочетаться исключительно с зеленым, лучше - бирюзово-зеленым цветом глаз, и только для «аборигенов»-сибиряков наряду с этими цветами разрешен и желто-зеленый.

Основной «криминал» для золотых окрасов – это, конечно, холодный серый, или, в случае высокой руфичности животного, рыже-бурый подшерсток и прикорневая зона остевых волос. Причем при достаточной длине нижней феомеланиновой зоны волоса ее верхняя часть может быть вполне «законного» абрикосового цвета, так что на поверхностный взгляд кошка выглядит «достаточно золотой». К сожалению, последовательности в отношении экспертов к этому недостатку не наблюдается. Одни, наиболее мягко (или наплевательски?) настроенные, ничтоже сумняшеся дают такому животному титул, порой даже не отмечая наличия недостатков в оценочном листе. Другие впадают в противоположную крайность, считая абрикосовый цвет подшерстка и прикорневой зоны основным и единственным признаком золотого окраса, а потому всех отклоняющихся от этого показателя особей определяют в браун тэбби. Формально говоря, этот подход замечательно логичен, поскольку позволяет жестко разделить группу золотых и черных тэбби, но, если руководствоваться только им, неизбежно придется столкнуться с другой проблемой – соответствия цвета глаз окрасу. И если сибирские и европейские «золотые» и «брауны» могут иметь любой цвет глаз от желтого до зеленого, то как быть с зеленоглазыми персами, экзотами и британцами, переведенными в окрас «браун тэбби»: писать «цвет глаз не соответствует окрасу» и лишать титула? Кроме того, существуют не только золотые тэбби, но и золотые шиншиллы (и затушеванные). Как поступать с ними, исходя из подобной логики? Окраса «шиншилла браун» пока что не придумали… Вообще в этой группе окрасов иногда приходится сталкиваться с абсолютно патовыми ситуациями. Вообразите себе кота с серым подшерстком, песочной нижней зоной остевых волос, поднимающейся до 2/3 их длины, черным типингом и зелеными глазами. Спрашивается, куда – в смысле, в какой окрас – определять такого кота? Ничего подобного нет в стандартах, и приходится писать в оценочном листе: «окрас не признан стандартами породы», сопровождая это заключение лишением титула…

Так что, несмотря на здоровое в общем-то желание радикально разделить золотые и черные окрасы по одному-единственному признаку, более разумным при судействе золотых окрасов представляется такое решение: серьезно штрафовать за несоответствующий цвет подшерстка и прикорневой зоны. А реальное количество штрафных баллов (в диапазоне 4-7) следует определять, исходя из того, насколько у животного выполняются другие требования к окрасу (руфизм, равномерность типинга для шиншилл или ширина и интенсивность полос тикинга у тикированных тэбби, степень контрастности полос и пятен у тэбби рисунчатых, цвет глаз и т.п.). В общем, для качественной оценки золотого окраса требуется поистине ювелирная точность.

Свой вклад в запутанное положение с экспертизой золотых окрасов вносит подчас и странная политика клубов – оставлять в родословной первично определенный при актировании помета золотой окрас, хотя впоследствии животное, не отличающееся качественным «золотом», было переведено, допустим в черные тэбби, и все свои титулы «заработало» именно в этом окрасе. В итоге родословные потомков подобных животных сияют «золотом», причем эти золотые - на бумаге - предки чуть ли не поголовно чемпионы «мира и его окрестностей». Их последующие пометы с заведомо несовершенным окрасом актируют как золотые – ну как же, раз у них такие предки, котятки наверняка прокрасятся с возрастом… Однако не прокрашиваются, и история повторяется. Кстати, идеально золотой котенок в возрасте двух месяцев выглядит обычно светло-рыжим, с черной полоской вдоль спины и черным кончиком хвоста.

Другой спектр проблем золотых окрасов связан с избыточным осветлением. На сегодняшний день это пока что редкое явление, распространенное лишь в отдельных линиях. Золотой окрас можно рассматривать как осветленный по отношению к обычному, черному агути, благодаря тому, что из нижней части волос «вымываются» гранулы черного пигмента. Однако порой на наиболее светлых участках тела и головы золотых кошек наблюдается недостаток не только эу-, но и феомеланиновых гранул. В итоге пах, шея, подбородок, подушечки вибрисс и даже спинка носа оказываются окрашены в цвет слоновой кости. Некоторые эксперты ошибочно считают этот цвет белым, однако убедиться в том, что они неправы, очень легко - достаточно просто приложить к этим участкам лист чисто-белой бумаги. Животные с таким избыточным осветлением, как правило, имеют очень яркое, теплое «золото» с минимальным количеством черного пигмента и смотрятся очень нарядно, однако подобный вариант окраса стандартом не предусмотрен, и, теоретически, должен расцениваться как недостаток. Особенно проблематичным является избыточное осветление мордочки, при котором исчезает такой традиционный признак агути-окрасов, как окантовка носового зеркала. Пока что не вполне ясно, является ли такой путь развития излишнего осветления естественным итогом совершенствования качества «золота» (как окраса, вызванного одним из ингибиторов меланина), или же этот эффект определяется самостоятельным геном (группой генов), усиливающих действие этого ингибитора. В первом случае рано или поздно придется вносить изменения или, по крайней мере, дополнения в стандарт золотых окрасов, во втором – вполне можно будет избавить племенную популяцию от избыточного осветления, не потеряв в качестве самого «золота».

Как известно, золотые окрасы являются производными от черных агути – это, так сказать, черные агути с недостатком черного пигмента. Но этот пигмент под воздействием тех или иных генов может выглядеть и голубым, и шоколадным, и даже бежевым. Возможно ли существование золотых окрасов в этих цветовых вариациях?

«Разбавленные» варианты золотых окрасов, или «голубое золото», в популяциях российских кошек выщеплялись неоднократно. В принципе, выглядят они, примерно так же, как обычные золотые тэбби или шиншиллы, с той существенной разницей, что абрикосовые цвета заменены у них на теплый цвет слоновой кости, а черные и темно-коричневые – на голубой. Формально говоря, стандарта на этот окрас нет (во всяком случае, мне не довелось его видеть), но в общем-то судить это «бледное золото» можно, основываясь на тех же принципах, что и обычные варианты окраса – естественно, с соответствующей цветовой поправкой.

Сложнее обстоит дело с золотыми шоколадными окрасами. «Шоколад» – окрас сам по себе «теплый», так что ни о каком сером подшерстке говорить не приходится – он может быть бурым, коричневым, рыжеватым. Теоретически, золотые варианты при шоколадном окрасе существовать должны, но отличить их от обычных светло-шоколадных тэбби может оказаться делом затруднительным. Во всяком случае, требования к определению подобных окрасов должны быть наиболее строгими. Только совершенно идеальный абрикосовый цвет подшерстка и всей нижней зоны волос ости может стать основанием для определения золотой версии шоколадного тэбби. При экспертизе британской, персидской, экзотической пород на помощь может прийти зеленый цвет глаз, ну, а у сибирских кошек шоколадный окрас, к счастью, не признан.

Отдельную проблему представляют золотые окрасы у короткошерстных пород, лишенных подшерстка, прежде всего у ориентальной. Мало того, что выпадает один из основных ориентиров при определении окраса – цвет подшерстка (за неимением такового), так вдобавок для всех цветовых вариаций породы характерны зеленые глаза. Кроме того, в породе широко распространены шоколадные (теплые!) цветовые вариации. Ориентируясь единственно на цвет прикорневого участка нижней зоны коротких остевых волос, крайне легко ошибиться. Иначе говоря, никаких точных диагностических признаков для выявления золотых тэбби в ориентальной породе не имеется. Это не значит, что у ориенталов не встречаются генетически золотые окрасы, просто достоверно отличить руфичных черных тэбби или светлых шоколадных от собственно золотых настолько сложно, что неизвестно, стоит ли за это браться. Генетически-то «золото» может быть даже у сфинкса, да только как его обнаружить…

на фото: черная серебристая затушеванная кошка
на фото: пример руфизма.
Черный серебристый тикированный котик с руфизмом.

По сравнению с «золотом» оценка «серебра» гораздо проще, да и к тому же имеет давние традиции. Любопытно, что требования к этим окрасам, в основе которых лежит общий эффект подавления пигментации, частично совпадают, а частично оказываются совершенно противоположными. Так, крайне ценный для «золота» руфизм у серебристых окрасов чаще всего оказывается самым «криминальным» признаком. Руфизм у серебристых кошек чаще всего проявляется в виде рыже-коричневых или охристо-желтых надцветов в нижней части ног, на груди, на щеках, носу, подушечках вибрисс и даже на животе. Близко к понятию руфизма и такой дефект серебристых окрасов, как «ржавчина» (rust). Ржавчиной иногда называют и описанные выше дефекты, хотя правильнее было бы отнести ее к недостаткам тикинга. У хороших серебристых тэбби, как известно, подшерсток и прикорневая часть волос ости белые. Окрашенная часть волосков имеет зонарноcть, но желтые зоны тикинга, во-первых, должны быть максимально узкими, и, во-вторых, сам их цвет обязан быть бледным, светло-желтым. Волоски рисунка могут быть прокрашены почти полностью, - тогда рисунок выглядит максимально контрастным, а фон – искристо-серебристым. Если же желтые полосы тикинга, особенно на волосках рисунка, имеют большую протяженность, а цвет их яркий, насыщенный, то животное не только теряет в контрастности рисунка, но и приобретает поистине «заржавленный» вид.

Руфизм и «ржавчина» при судействе оцениваются как недостатки, причем степень штрафа существенно зависит от степени выраженности. С ярко выраженными дефектами такого рода на высокие титулы заводским породам (персы, британцы) претендовать не стоит – можно горько разочароваться.

Так же как и для золотых шиншилл и затушеванных, для серебристых вариаций этих окрасов равномерность и «чистота» типинга имеет большое значение. Даже, пожалуй, бОльшее – золотая затушеванная кошка, чей типинг «засорен» тикированными волосками, не выглядит все-таки недостаточно золотой. А вот серебристая затушеванная с таким же дефектом смотрится не столько серебристой, сколько грязной. При значительной примеси тикированных волос (а она, как правило, сопровождается еще и появлением элементов размытого «теневого» рисунка на корпусе) животное почти наверняка лишится титула.

Изредка можно наблюдать очень странный окрас, при котором «золото» и «серебро» смешаны почти в равной пропорции. Когда-то, в Древней Греции, кажется, производился золото-серебряный сплав – под названием «электрон» он широко использовался для ювелирных работ. Однако в фелинологии окрас из подобного «сплава» – вещь совсем нежеланная. Выглядит этот окрас примерно так. Подшерсток и прикорнвая часть остевых волос – чисто-белые, затем на остевых волосах следует ярко-желтая нижняя полоса «золота», поднимающаяся примерно до половины их длины. Оставшаяся часть волос тикирована, причем желтые полоски имеют насыщенный цвет. Рисунок на корпусе не определяется. Ноги и мордочка – тускло-серебристые, с желтыми надцветами. Завитки на щеках и кольца на ногах коричневые, живот цвета слоновой кости или палевый… Не то чтобы это животное выглядело непривлекательно, - скорее забавно, но ведь ни под один стандарт окраса оно не подходит! Это, кстати, к вопросу о целесообразности вязок «серебра» и «золота» между собой…

Еще один аспект судейства серебристых окрасов касается цвета глаз. Серебристые кошки обязаны иметь глаза зеленого цвета, причем у тэбби предпочтителен изумрудно-зеленый, а у шиншилл – бирюзово-зеленый оттенок. Если у кошки с серебристым цветом шерсти глаза желтые или оранжевые, она называется не серебристой, а «пьютер» (буквально «олово»). Этот признак должен быть обязательно отражен в названии окраса и/или EMS-коде, если таковой используется, - как в родословной, так и в оценочном листе. Так вот, почему-то наши фелинологи и владельцы кошек хронически «забывают» указывать этот самый «пьютер». Ну хорошо, при актировании котенка можно ошибиться в том, какой у него будет цвет глаз, но уж владелец кота-интерчемпиона наверняка должен знать, что за глаза у его питомца! Если кот имеет титулы, то этот цвет был неоднократно определен на выставках! Как бы не так, почти 90% оценочных листов на животных с реальным окрасом пьютер в России не имеют указаний на цвет глаз. Вроде бы все они у нас зеленоглазые… Дело тут, скорее всего, вот в чем. Очень многие из этих животных имеют промежуточный цвет глаз – золотисто-зеленый, желто-зеленый, причем с возрастом, как правило, зеленый цвет постепенно начинает преобладать. Кроме того, освещение на многих выставках оставляет желать лучшего, а подлинным цветом глаз кошки считается тот, который определен при естественном дневном свете, - поэтому и сами эксперты подчас относятся к определению сложного цвета глаз скептически: все равно наверняка не скажешь. Вот владельцы и предпочитают «забывать» о слове «пьютер» в заявке на выставку, - дескать, как эксперт скажет, так и будет. И вот на одной выставке кот получает титулы как пьютер, а на другой – как серебристый затушеванный. Самое печальное, что в клубе ему все эти титулы признают в одном окрасе. В каком? А в том, который был у него в родословной записан. Может быть, пора все-таки определить политику в отношении окраса пьютер: или жестко требовать от них цвета глаз от ярко-желтого до оранжевого, безо всякой зелени, или объединить пьютеров с остальными серебристыми окрасами, стандартизовав цвет глаз от желтого до зеленого, с предпочтением чисто-зеленых. И пока мы не будем проводить жесткого судейства в отношении цвета глаз у «серебра» и «олова», у заводчиков не будет никакого стимула и желания эти признаки улучшать.

 

 
  Яндекс.Метрика         счетчик посещений      Объявления котята, кошки. Породы кошек. Питомники кошек             Рейтинг@Mail.ru